Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Общие способы защиты авторских прав

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав

Рекомендации по защите авторских прав на фотографии

Рекомендации предоставлены юристом Вадимом Колосовым

Старайтесь не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW, а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.

Заносите в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).

На фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе. Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Иванов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом. Обратите внимание, что ст. 1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете настаивать на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «Автор:». Ст.1300 Гражданского кодекса предусматривает конкретный размер компенсации за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.

Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др.

Имущественные права автора могут быть переданы только на основании договора о передаче прав. Использование фотографий третьими лицами без договора является незаконным и подлежит ответственности. Так, статья 1301 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность правообладателю (изначально фотографу, если права на использование фотографий не переданы им другим лицам) требовать компенсации в случае нарушения его исключительного права в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. При этом согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ фотограф вправе требовать от нарушителя компенсацию за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуального деятельности (за каждое отдельное применение фотографии), либо за допущенное правонарушение в целом. Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р. за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного «случая» каждую фотографию)! Это значит, что фотограф может потребовать денежную компенсацию, как за каждое использование его фотографии, так и за совокупное использование фото.

Гражданско-правовой способ защиты авторских и смежных прав Общие положения

Еще с древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятия интеллектуальной собственности и авторского права появились достаточно давно. Более лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности произведения литературы, искусства, изобретения и др. Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты. Первым законом об охране интеллектуальных прав стала Декларация Венецианской республики г.

Шли годы. Развитие научно-технического процесса затронуло все сферы жизни общества. Особенно значительно его влияние в последние годы наблюдается в сфере информационных технологий.

В начале XXI века очевидным стал процесс становления новой информационной культуры, связанной во многом с бурным развитием глобальной сети Интернет [37, С. Сеть Интернет — колоссальный по своим масштабам всемирный информационный ресурс, который растет каждый день со все более увеличивающейся скоростью. Любое государство и любой человек хочет быть хозяином в своем доме.

Для государств это естественное желание обеспечивается принципами международного права, принципом государственного суверенитета, заключающимся в верховенстве, самостоятельности и независимости государственной власти, и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Для личности — международным и национальным законодательством, гарантирующим всем известные права человека и гражданина.

Сеть же Интернет далее — Сеть либо Интернет , возникшая в результате интернационализации общественных отношений и научно-технического прогресса, заставляет пересматривать границы дома и объем прав и обязанностей хозяина. В Сети любая информация может находиться и распространяться только в цифровой форме, доступной для обработки и передачи с помощью ЭВМ. Что в свою очередь прямо влияет на возможности осуществления и защиты авторских и смежных прав.

Такая информация обладает следующими особенностями: 1 информация в Сети может воспроизводиться неограниченное количество раз; 2 может занимать значительно меньшие объемы по сравнению с оригиналом, без потери качества. Данные обстоятельства влекут за собой целый ряд проблем при осуществлении и охране авторских и смежных прав.

С учетом изложенного, вопросы осуществления и защиты авторских и смежных прав в сети Интернет приобретают на сегодняшний день особую актуальность. Цель дипломной работы: Изучить вопросы осуществления и защиты авторских и смежных прав в глобальной компьютерной сети Интернет, выявить имеющиеся проблемы, предложить возможные пути их решения.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач: — дать понятие авторским и смежным правам на основе действующего в Республике Беларусь законодательства; — определить сущность сети Интернет; — рассмотреть возможности реализации авторских и смежных прав в сети Интернет; — изучить способы защиты авторских и смежных прав; — выявить основные проблемы осуществления и защиты авторских и смежных прав в сети Интернет; наметить возможные пути их решения.

Объектом настоящего исследования выступают правоотношения, складывающиеся по поводу использования и защиты объектов авторских и смежных прав в сети Интернет. Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы правового регулирования осуществления и защиты авторских и смежных прав в сети Интернет.

Теоретической основой работы послужили труды отечественных, российских и зарубежных авторов в области авторского и информационного права, содержащие концептуальные подходы, научные гипотезы и теоретические выводы по исследуемой проблематике.

В большей степени автором использованы работы Рассолова И. Микулича, А. Курбацкого, Д. Грушина, С. Шпака вопросы обеспечения информационной безопасности в сети Интернет и др.

В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции. В работе применялись также частные методы исследования, а именно: системно-функциональный, сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.

При подготовке дипломной работы использовался нормативно-правовой материал положения Конституции Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договоров , а также общетеоретическая и специальная литература, материалы научно-практических конференций.

Дипломная работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части состоящей из трех глав , заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет — 76 листов; использовано 55 источников. Согласно Гражданского кодекса [6] Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства.

Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применяться Республикой Беларусь временно в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь ст.

Среди них, Конвенция года, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности далее — ВОИС , Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений Парижский акт от 24 июля г. По мнению автора, дипломное исследование необходимо начать именно с рассмотрения вопросов, связанных с развитием института авторского и смежных прав в рамках международных договоров.

Целенаправленная работа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе в году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене и гг. В сентябре года делегаты этих стран за исключением Либерии обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, то есть 5 декабря года.

Бернская конвенция года [21] содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила. Все её основные положения подлежали обязательному включению в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права. Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в году, было предоставление владельце авторского права возможность не выполнять формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране.

На конференции года было объявлено о создании Бернского союза из стран-участниц и избрано международное бюро этого союза. Также были предусмотрены правила присоединения новых государств к конвенции, порядок её изменения и т. Одновременно были приняты дополнительная статья и окончательный протокол.

Дополнительная статья сохранила в силе все двусторонние договоры, которые устанавливали более высокий уровень охраны авторских прав. В протоколе же содержались пояснения некоторых положений конвенции.

Бернская конвенция послужила основополагающим началом для развития такого понятия как авторское право. К тому времени к конвенции присоединились четыре страны: Люксембург , Монако , Черногория и Норвегия Таким образом, представление и исполнение драматических, драматическо-музыкальных и музыкальных произведений, выставки произведений искусства к публикации не относились.

К числу важнейших изменений следует отнести также и уточнение к статье 3, в соответствии с которым охрана предоставлялась произведению, впервые опубликованному в стране-участнице конвенции, даже в том случае, когда автор являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Таким образом, территориальный принцип конвенции оставался неизменным, однако акцент был перенесён с издателя на автора произведения.

Следующим этапом развития Бернской конвенции была Берлинская конференция года. К этому времени к конвенции присоединились ещё четыре государства: Япония , Швеция , Дания и Либерия Кроме государств- членов на конференцию прислали своих делегатов ещё 19 стран в том числе и Россия.

Результатом работы конференции явился почти полный пересмотр всех основных положений предыдущих конференций. Новая редакция содержала 30 статей, и основные её новеллы относились к четырём проблемам: 1 Текст конвенции года ставит охрану авторского права в зависимость от условий и выполнения формальностей, предусмотренных в стране первой публикации.

На Берлинской конференции было решено отказаться от всех формальностей, даже в том случае, если в стране первой публикации они существуют. Более того, новый текст признал права композиторов на разрешение адаптировать их произведения для исполнения аппаратами механического воспроизведения и публичное исполнение этими инструментами. Это правило содержало оговорку, что законодательства стран участниц могут устанавливать специальные условия его применения.

Берлинская конференция признала их действительность на протяжении всего срока действий авторского права без всяких ограничений. Правила конвенции года отменялись, за исключением тех случаев, когда какая-либо страна выскажет пожелание сохранить их. Однако это правило не носило обязательный характер, так как допускались различия в сроках охраны авторских прав, определяемые законом страны, где ищется защита, с условием, что срок охраны не должен превышать тот, который установлен в стране происхождения произведения.

Конвенция определила более чётко понятие литературного и художественного произведений и закрепила положение о том, что они должны охраняться во всех странах-участницах с обязательным отражением этого в национальных законодательствах, если таковое не было сделано раньше.

И, наконец, в конвенции года были признаны права автора на воспроизведение, публикацию и представление его работ в кинематографе. К этому времени ещё два новых государства присоединились к конвенции: Португалия и Нидерланды Дополнительный протокол года текст, которого был предложен Великобританией, имел своей целью некоторое ограничение режима, установленного конвенцией.

Клаузула устанавливала возможность для стран участников ограничивать охрану прав авторов, не являющихся и не проживающих на её территории, при условии, что государства гражданами которых эти авторы выступают, не состоят в Бернском союзе и не предоставляют достаточной охраны авторам стран-участниц конвенции.

Это положение на практике было применено лишь однажды, во время второй мировой войны, когда Великобритания применяла его в отношении граждан тех стран, с которыми она находилась в состоянии войны.

Римская конференция проходила в период бурного развития средств массовой информации и коммуникаций, характерных для начала двадцатого века. Это в частности нашло отражение в признании охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений ст. Уровень охраны авторского права по конвенции заключённой в Риме, был повышен в связи с включением устных литературных произведений лекций, речей, проповедей и т.

Правда в дополнительной статье 2 bis государствам предоставлялись права исключать полностью или частично из объектов охраны политические доклады и речи, произнесённые во время законодательных или общественных собраний или в судах, а также определять условия, при которых лекции, проповеди и речи могут быть использованы в прессе. К числу наиболее важных новелл Римского текста Бернской конвенции следует отнести признания так называемых личных прав автора, которые сохраняются за ним и при отчуждении имущественных прав издание, публикация, постановка и т.

Следует заметить, что признание личных прав Бернской конвенцией было воспринято без энтузиазма представителями кинематографической промышленности, а впоследствии и телевиденья, особенно в США. Это было связано с тем, что эти индустрии в основном используют самостоятельные произведения для создания кино- и телефильмов и, таким образом заинтересованы в возможности более свободно изменить чьё-либо произведение, приспосабливая его к своим нуждам.

В числе конференций, изменявших и дополнявших Бернскую конвенцию, Стокгольмская конференция года занимает особое место. К тому времени на международной арене появилось большое количество развивающихся стран с их специфическими нуждами и проблемами, требовавшими неотложного решения. Они стремились понизить в Бернской конвенции уровень охраны авторских прав, для того чтобы получить более свободный доступ к необходимым им произведениям науки и культуры.

Добившись высокого уровня охраны авторских прав в Брюсселе, их владельцы в развитых капиталистических странах, боялись этой тенденции и всячески противились ей. Более того, они были готовы на сужение границ Бернского союза при сохранении прежнего уровня охраны авторского права, так как иное грозило им явным экономическим проигрышем. Результатом сложной борьбы сложной борьбы на конференции между двумя основными тенденциями в международном авторском праве явился протокол, отразивший в определённой мере насущные проблемы развивающихся стран и предоставивший им значительные преимущества по сравнению с ранее действовавшим текстом.

Более того, целый ряд его предложений представлял собой новый подход к авторскому праву, неведомый до Стокгольма. К наиболее существенным изменениям, достигнутым во время Стокгольмской конференции, следует отнести: 1 Усовершенствование критериев применения конвенции и определение понятий страны происхождения и публикации. Но вместе с этим она одобрила специальную резолюцию, поощряющую стремления некоторых стран выработать особое соглашение о применении между ними срока продолжительности свыше установленных пятидесяти лет, исчисляемых со дня смерти автора.

После очередного изменения Бернской конвенции в Брюсселе международная система охраны авторского права продолжала оставаться эффективным правовым инструментом в распоряжении основных капиталистических государств Западной Европы, а также некоторых развитых стран Азии и Америки. Главным её недостатком в глазах крупных издателей и книготорговцев явилось отсутствие США, которые отказывались присоединиться к Бернскому союзу в связи с тем, что уровень охраны авторских прав по конвенции был слишком высок по сравнению с внутренним законодательством.

Таким образом, говоря о причинах принятия Всемирно конвенции об Авторском праве, следует иметь в виду, прежде всего стремление к этому Соединённых Штатов и, кроме того, заинтересованность проявленную целым рядом других стран, которые хотели видеть в международной конвенции соглашение с как можно меньшим количеством императивных условий и формальностей.

Работы по выработке новой конвенции начались в году и заняли три года. К году был подготовлен проект конвенции, который, был представлен на рассмотрение дипломатической конференции года причём, как неоднократно подчеркивалось на различных уровнях, при работе над проектом никаких сложных теоретических проблем не ставилось и не разрешалось. Единственная проблема, серьезно беспокоившая работающих над проектом, сводилась к тому, как разрешить стоявшие проблемы без изменений национальных законодательств будущих государств-членов.

Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре года межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре года [34,С. Женевская конвенция об авторском праве [20] открывается преамбулой, не содержащей положений нормативного характера. Она примечательна, однако, тем, что содержит общую декларацию о стремлении стран-участниц конференции создать международно-правовой инструмент приемлемый для возможно более широкого круга стран и направленный на облегчение распространения произведений интеллектуального творчества в целях лучшего международного взаимопонимания.

Еще по теме § 6. Защита авторских и смежных прав:

Статья 1274 ГК РФ закрепляет возможность создания пародии или карикатуры без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном ст. 152 ГК РФ.
Если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, то следует руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации.

Как показывает практика, авторские права часто подвержены разнообразным нарушениям, из-за чего возникает необходимость в обеспечении эффективных механизмов защиты касательно объектов, являющихся интеллектуальной собственностью.

Каждой из этих групп элементов сайта будет предоставляться правовая охрана в соответствии с частью четвертой Гражданского Кодекса РФ.

Возмещение убытков за нарушения авторского права осложняется на практике объективной проблемой доказывания размера упущенной выгоды. Зачастую фактически невозможно установить точный размер упущенной выгоды потерпевшего субъекта, зависящей от количества потенциальных покупателей легальных экземпляров, которые стали обладателями контрафактной продукции и не купили легальный экземпляр.